Вырос спрос на первую и последнюю милю

Всё это может свидетельствовать о восстановлении интереса к транзитным складам класса В и С в центре городов, которые успели потерять прежнюю клиентуру. Свежая тенденция намного опережает посткоронавирусные темпы восстановления объёмов грузоперевозок. Эксперты ПЭК даже называют рост спроса на сервисы «первой и последней мили» отраслевыми трендами и связывают его с двумя факторами.

Первый тренд: сохраняющееся несмотря на отмену карантина стремление людей минимизировать социальные контакты.

Второй тренд: положительный опыт, приобретенный клиентами компании в период самоизоляции, продолжает увеличивать популярность услуги. Так объясняет новую конъюнктуру рынка операционный директор ПЭК Илья Бартош.

Тенденция, кстати, стала наиболее заметной ещё в конце июня, когда начал увеличиваться спрос на малотоннажный грузовой транспорт.

Другие эксперты подтверждают наблюдения ПЭК, отмечая при этом изменение характера груза на рубеже июня–июля. Доля небольших отправлений объемом до 0,3 кубометров заметно выросла. Носильщики не справляются с возросшим объёмом доставок, а маржинальность начала падать. Т.е. внутригородская доставка выросла из рамок сегмента велосипедного транспорта и требуются новые решения.

Напомним, что вместимость рюкзака велосипедиста или разносчика еды, физически не может превышать 0,5 кубометра, а трёхколёсные грузовые моторикши в следствии скромных размеров не рассчитаны на грузы объёмом свыше 1,3 кубометра. Но в сектор мелкопартионной доставки хорошо укладываются коммерческие легковые автомобили полной массой до 2,5 т, которые в Москве не подпадают под действие «грузового каркаса». К тому же, услугой «первой и последней мили» чаще всего пользуются компании из сегмента e-commerce, у которых доля крупногабаритных отправок мала  – всего около 5%. С другой стороны, в связи с коронакризисом, многие компании либо до сих пор не восстановили объёмы перевозок, либо целенаправленно их сократили, так и не уловив свежий тренд.

ПЭК в рамках направления EasyWay, предполагает развитие логистических услуг интернет-магазинам. Только в этом секторе объёмы доставки по итогам карантина выросли в 2 раза. Существенный прирост продемонстрировали такие сегменты как: крупная бытовая техника, DIY-сегмент, различные товары для творчества и книги.

По словам Ильи Бартоша, рост сегмента e-commerce заставляет логистические компании трансформировать свою работу. В частности, ПЭК внедрила IT-решения для автоматической маршрутизации логистики при межфилиальных перевозках. Платформа прокладывает оптимальный маршрут следования транспортного средства и предоставляет персоналу информацию о графике погрузки/выгрузки и объемах, которые требуются. Пока в точке отправления накапливается груз, платформа рассчитывает количество персонала, необходимое для эффективной погрузки в заданный срок. Использование автоматизированных инструментов позволило добиться повышения ключевых KPI минимум на 10%.

Второе решение – это программа для маршрутизации внутригородской доставки. Она агрегирует все клиентские заявки, попадающие в информационную систему, и распределяет грузы по транспортному парку. При составлении маршрутов учитывается до 40 критериев, таких как: грузоподъемность автомобиля, суточный пробег, износ шин, рабочее время водителя, загруженность маршрута. Таким образом, система оптимизирует работу водителей, распределяя задачи с учетом географии, интенсивности движения в участке, типа транспорта и количества груза. В результате, эффективность работы штатных сотрудников ПЭК выросла на 50%, а процесс построения маршрутов ускорился на 40%.

Программа городской маршрутизации отправляет на планшеты водителям задание на день по доставке. Они отмечают выполненные задания в процессе движения. Диспетчеры отслеживают этот процесс и помогают водителям при необходимости в режиме онлайн решать возникающие в дороге проблемные ситуации: с погрузкой, с парковкой, с оформлением документов и так далее. Один диспетчер с помощью такой программы может вести по городу порядка 30-40 машин.

Например, чтобы справиться с возросшими объемами доставки «первой и последней мили», в ПЭК начали модернизировать инфраструктуру. В июле автопарк компании пополнился 20 новыми малотоннажными автомобилями для внутригородской доставки. Всего в этом году году ПЭК намерена приобрести 400 новых грузовиков, из которых 200 будут магистральные тягачи и 200 – малотоннажные фургоны для «последней мили».

По материалам журнала "Склад и техника"