Топ-5 признаков того, что ритейлеру нужен новый склад

Кроме того, если упустить момент, то склад придется искать в срочном порядке, что может привести к менее выгодным условиям аренды и вынужденному выбору неоптимальной локации или к не совсем подходящим характеристикам. Предлагаем рассмотреть признаки, которые позволят определить потребность и поставить задачу по переезду на новый склад, заранее.

Выстраивается очередь на погрузку-разгрузку. Если в зоне погрузки-разгрузки начинают образовываться заторы, это может означать нехватку площадей, персонала или количества доков в этой зоне. Особенно переполненными эти зоны бывают в часы перед началом пика отгрузок. Если при этом направить усилия на общее повышение оборачиваемости товаров на складе, острого дефицита площадей в зонах хранения и комплектации может пока не наблюдаться, а выручка будет продолжать рост. Однако снижается эффективность логистики, что впоследствии приведет к ухудшению всех показателей.

Увеличивается среднее время доставки по магазинам. Следствием первого пункта станет увеличение среднего времени доставки. Если машина опаздывает с загрузкой на 5 минут, то, скорее всего, ничего страшного не случится. Однако потеря получаса может привести к серьезным последствиям в связи с ростом загруженности основных московских магистралей в утренние часы. Выехав со склада на полчаса позже, водитель может добраться до точки назначения уже не к 8, а к 10 часам утра.

Уменьшается доля покупок в первой половине дня. Общеизвестным является тот факт, что основные посетители магазинов продуктового ритейла в утренние часы – это люди пенсионного возраста, которые приходят, в частности, купить свежий хлеб. Зачастую сети стараются стимулировать этот спрос именно в утренние часы, вводя скидки по социальной карте, например, до 11–12 часов, чтобы разделить потоки пожилых и людей помоложе. В Москве большой выбор фуд-ритейлеров, поэтому при сбоях поставок в утренние часы магазин может лишиться большой части этого трафика.

Для ритейлеров сегмента non-food задержка утренних поставок менее критична. Тем не менее, приемка товара в дневные часы может доставить неудобства персоналу магазина и покупателям, и привести к потере части клиентов.

Повышается количество ошибок в комплектации. Снижение эффективности интралогистики приводит к проблемам во всех звеньях цепочки поставок. Нехватка площадей и персонала в зоне погрузки-разгрузки приводит к форсированию процессов, что в конечном итоге увеличивает значение человеческого фактора. В результате может страдать ассортимент магазина. А на переучет остатков уходят дополнительные человеко-часы.

Растут число возвратов, суммы штрафов или снижается общий показатель качества исполнения заказов. В сегменте non-food к лишним перемещениям товара могут привести ошибки комплектации, как по заказам из интернет-магазина, так и по пополнению ассортимента физической точки. Представьте ситуацию, когда в один магазин привезли две коробки рубашек, но ни одной коробки брюк, а в другой – наоборот. В этом случае происходит задержка со сменой ассортимента, рост затрат на логистику, а возможно, и снижение продаж.

В сегменте фуд-ритейла часть товара имеет короткие сроки годности, поэтому логистические проблемы могут привести к увеличению доли испорченного товара. Причинами могут стать как задержки с поставками, так и ошибки в комплектации.

Хорошим показателем качества исполнения заказов считается ситуация, когда не менее 98,5% заказов выполняется идеально – без задержек, ошибок, повреждения упаковки, лишних манипуляций и с полным соблюдением внутренних KPI. Снижение этого показателя даже на 0,5% – это уже настоящий вызов для склада, так как со снижением показателя число возвратов, штрафов и других потерь растет в геометрической прогрессии.

Совпадение всех этих признаков – достаточно серьезный повод для поиска нового склада, хотя на общей выручке они могут серьезно и не сказываться – до некоторого времени. Однако даже если пока в работе ритейлера наблюдаются только один или два приведенных выше признака, стоит начинать подбирать помещение. Отсутствие удобного склада с прицелом на рост в конечном итоге неизбежно приведет к снижению эффективности бизнеса и будет сдерживать рост компании. А ритейл – это такой сегмент, в котором не расти нельзя.

По материалам журнала "Склад и техника"