Слежка за прицепами по-американски

ВМА представляет собой совокупность систем аппаратного и программного обеспечения, посредством которых регистрируется информация о материальных активах автопарка (транспортные средства и оборудование), позволяя перевозчику получать детальную картину развития своего бизнеса и данные о состоянии активов. Эта информация крайне важна для анализа коммерческой деятельности и выработки дальнейших стратегических решений в условиях чрезвычайно плотной конкуренции в индустрии грузоперевозок.

В общих чертах, кроме географического позиционирования ТС в реальном времени, система мониторинга ведет статистику использования автомобилей, следит за работой их узлов и агрегатов, контролирует график технического обслуживания, отправляет предупреждения менеджерам в случае ненадлежащего состояния отдельных технических систем, отслеживает поведение за рулем водителей, дает им указания при возникновении различных критических ситуаций и т.д.

Номенклатура активов для отслеживания в грузовой индустрии достаточно велика (от гаджетов до сооружений технической инфраструктуры), но наиболее остро в нем нуждаются дорогостоящие подвижные единицы. Популярными в этой группе являются строительное и движущееся оборудование, железнодорожные транспортные средства, транспортные контейнеры и трейлеры.

Цели ВМА

Предотвращение хищений является наиболее очевидным преимуществом ВМА. Благодаря активному обмену информацией между ТС и парком расхитителям становится намного труднее осуществлять преступные замыслы.

Контроль за наемным персоналом, использующим материальные активы, также входит в главные задачи мониторинга. Любые действия персонала, касающиеся исполнения профессиональной деятельности могут отслеживаться в фоновом режиме, начиная с выполнения рабочего распорядка и, заканчивая анализом компетентности выполнения профессиональных обязанностей. Учитывая ценность активов, каждый автопарк хочет, чтобы его сотрудники относились к этим активам подобающим образом.

КПД использования активов, передающихся от сотрудника к сотруднику, также может быть усилен за счет мониторинга. После того как менеджеры парков соберут достаточно данных об использовании активов, они получат еще одно преимущество – возможность получить представление о манере выполнения работы и тенденциях, выявленных в процессе использования оборудования. На основе полученных данных будет скорректирован график работы техники, уменьшены простои и т.д.

Техническое обслуживание представляет из себя ту сферу, где мониторинг уже зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Прошло всего лишь несколько лет с момента внедрения дистанционного контроля узлов и агрегатов ТС, и сейчас трудно даже представить как без этого обходились раньше. В результате автопарки в автоматическом режиме получают точные данные о машинах, в соответствии с которыми планируется техобслуживание и предотвращаются поломки.

Любую информацию легче использовать, когда данные хранятся в централизованной базе, доступной в режиме реального времени. Менеджеры смогут не только следить за объемом и перемещением активов, но и получать доступ к истории акций, чтобы планировать работу, основываясь на статистических данных. По этой причине централизацию данных и доступ к ним также относят к основным преимуществам ВМА.

Трейлеры

Прицепы (трейлеры) являются важными активами парков, в которых перевозятся и временно хранятся грузы. Поэтому неудивительно, что большинство производителей стали обращать на мониторинг трейлеров особое внимание. Несколько отраслевых поставщиков, в том числе Truck-Lite, в последние годы начали активно заниматься созданием телематических решений для мониторинга прицепов (трейлеров). По мере расширения возможностей бортовых датчиков и систем слежения растет и уровень конкуренции в этом сегменте рынка технологий грузоперевозок.

Совсем недавно в бизнес технологий по мониторингу трейлеров вошли несколько новых крупных игроков, в том числе такие отраслевые поставщики, как Truck-Lite, Phillips Industries и Peterson Manufacturing Co., а также производитель мобильных устройств BlackBerry. В то же время более известные игроки, такие как SkyBitz, Spireon, I.D., а за последние годы Systems и Orbcomm, обновляют свои линейки продуктов для отслеживания активов.

Американская компания Truck-Lite (штаб-квартира в г. Фалконер), крупный поставщик осветительных приборов для коммерческих транспортных средств, вошла в рыночный сектор мониторинга прицепов со своей системой Road Ready. «Компания занимается телематикой с 1990-х годов, поэтому для нее стало естественным шагом выйти на арену беспроводной передачи информации и решений для перевозчиков, помогая им в управлении активами и обслуживании прицепов», – сказал Роб Ричард, генеральный менеджер подразделения Road Ready.

Прицепы становятся все более умными, поскольку производители внедряют в их конструкцию интеллектуальные компоненты, которые позволяют автопаркам лучше контролировать и поддерживать свои активы. Чтобы адаптировать эти устройства к своим автопаркам и использовать генерируемые ими данные для решения проблем и снижения затрат, пользователям необходимо полагаться на независимую телематическую сеть, которая может объединять и представлять данные со всего интеллектуального оборудования трейлера. Устройство SmartBridge Integrator компании Road Ready предназначено для сбора данных из любого компонента трейлера и их интеграции с системой управления для анализа и создания более эффективных бизнес-решений для профилактического техобслуживания.

Компания Philips решила войти в сектор мониторинга трейлеров после начала массовой цифровизации и оцифровки данных на основе Интернета вещей. Голландская компания считает Интернет вещей главным «агентом перемен» в отрасли грузоперевозок. По мнению Джерри Мида, исполнительного директора по инновациям, Philips использовала свой огромный опыт в области разработок электрооборудования и свои отраслевые связи, чтобы создать подразделение Phillips Connect Technologies, которое представило системы мониторинга трейлеров (прицепов) TrailerNet, ChassisNet и ContainerNet. Эти системы работают вместе с датчиками и интеллектуальными компонентами и доставляют ключевую информацию менеджерам автопарка через одну линию (одно соединение).

Сегодня потребители все чаще обращаются к сервису доставки «до двери», и им хочется, чтобы товар доставлялся в кратчайшие сроки. Поэтому потребность в информации, необходимой для того, чтобы это происходило, будет стимулировать внедрение более интеллектуального оборудования и систем. Сейчас автопарки ищут решения для ускорения доставок. Если продукт «прозрачен» во время доставки, то быстрее решится и проблема скорости доставки, полагает голландская компания. По её прогнозам к 2025 году рынок телематики увеличится более чем в три раза.

Американская компания Peterson, поставщик защитного освещения, электрокомпонентов и других продуктов, связанных с безопасностью, представила свою интеллектуальную систему для мониторинга прицепов Peterson Pulse в 2018 году. Система отслеживает состояние различных компонентов и показателей прицепа, включая освещение, антиблокировочную систему тормозов, давление в шинах и температуру груза, и при необходимости отправляет предупреждения (сообщения) водителям и менеджерам автопарка.

Канадская телекоммуникационная компания, широко известная как производитель бизнес-смартфонов BlackBerry – еще один участник рынка мониторинга трейлеров. BlackBerry представила первую систему отслеживания активов BlackBerry Radar для прицепов и транспортных контейнеров еще в 2016 году. По мнению канадских разработчиков, отслеживание трейлеров гораздо шире рамок базовых отчетов геолокации. Новейшие системы могут сообщать паркам и клиентам широкий спектр информации о кондициях груза и состоянии оборудования.

Внедрение технологий в индустрии грузоперевозок обычно фокусируется в первую очередь на бэк-офисе и кабине грузовика, но устройства с бортовыми датчиками, подключенные к Интернету, в последние годы все больше задействуют трейлеры и прицепы. Хотя системы отслеживания трейлеров существуют уже много лет, последние достижения в области Интернета вещей и подключенных устройств значительно расширили возможности этих систем, которые теперь предлагают гораздо более широкий спектр информации о местонахождении и статусе трейлера. Вооруженные получаемыми данными, менеджеры автопарка гораздо лучше видят свои операции и оценивают отдачу от них. Информация, полученная из этих сетевых устройств, может открыть новые перспективы для повышения эффективности и, в конечном итоге, экономии средств. По словам Аслана Мотахедина, директора по информационным системам управления в компании XTL Transport, рефрижераторном перевозчике в г. Этобико, Онтарио, более эффективное использование активов является ключевым преимуществом современной технологии отслеживания прицепов. Компания оснастила более 260 прицепов своего парка системами слежения BlackBerry в рамках пилотной программы и теперь намеревается установить эти устройства на весь свой парк, а это не менее 1500 трейлеров. Система позволяет бэк-офису детально изучить работу и техсостояние трейлеров.

«В итоге, мы заметили, что некоторые трейлеры используются недостаточно эффективно, и мы хотим это исправить. Нам хочется держать наше оборудование в непрерывном движении», – сказал м-р Мотахедин.

В последние несколько лет, как операторы, так и поставщики технологий осознали, что внедрение телематики работает лучше всего, когда используется целостный подход. «Речь идет не только о тягаче, но и о водителе и грузе, об их полной видимости... Все могут извлечь выгоду из этого общего решения. Вы улучшаете общую цепочку поставок, используя целостный подход», – сказал Крис Вульф, президент международной компании по отслеживанию активов I.D. Systems. Компания недавно объявила о планах приобрести телематическую фирму Pointer Telocation примерно за 140 миллионов долларов и провести ребрендинг объединенной компании под названием PowerFleet. Аналитики отмечают, что применение технологии слежения за прицепами в автомобильной промышленности значительно расширяется.

Более ранние версии систем слежения за прицепами нужно было подключать к питанию автомобиля, но теперь у них есть собственный источник питания и даже своя независимая сеть, что позволяет отслеживать трейлеры, когда они отключены и находятся на стоянках. Такая гибкость позволяет следить за трейлерами, как на дорогах, так и в других местах, например, на любых удаленных стоянках.

Технологические достижения позволили создать более компактные, долговечные и простые в эксплуатации системы с расширенными функциональными возможностями. Они имеют более длительный срок работы от аккумуляторов, а многие из них теперь работают и от солнечных батарей.

Компания SkyBitz поставляет перевозчикам системы мониторинга прицепов 17 лет, но в течение первых 10 лет только 8-10% её клиентов использовали эту возможность. «Рынок был слишком узким. Но за последние три года этот показатель превысил 70 процентов», – сказал президент SkyBitz Генри Поупвелл.

Однако, несмотря на наметившийся рост, проникновение на рынок систем слежения за прицепами все еще намного ниже, чем у телематических систем для тягачей. Одной из главных причин является соблюдение правительственных постановлений, ограничивающих установку электрооборудования на грузовые трейлеры (прицепы). Сейчас в США и Канаде данные правительственные решения пересматриваются. И, по всей видимости, рост применения систем телематики для трейлеров и прицепов будет только увеличиваться.

По материалам журнала "Склад и техника"