Применение дронов в логистике: проблемы и перспективы

Управляемые дистанционно дроны появились с изобретением радио. Создание первого действующего прототипа связывают с именем легендарного изобретателя Николы Теслы. Устройство еще не летало – плавало в бассейне, но исправно исполняло команды, чем потрясло нью-йоркскую публику в 1899 г. Особенно военных, которые плотно «оседлали» этот рынок – лет на сто вперед.

Во время Первой мировой войны активно велись разработки летающих дронов, но в боевых действиях они не участвовали. Первый полноценный беспилотный летательный аппарат был создан в 1935 г. на базе биплана Queen Bee.

В ХХI веке человечество как будто «разглядело» наконец перспективы применения летающих беспилотников для гражданских целей. В последнее десятилетие их число стремительно растет, опережая самые смелые прогнозы.

Один из наиболее заметных трендов сегодняшнего дня – использование дронов в логистических целях. Здесь превалируют два направления: складские дроны, считывающие штрих-коды на упаковках, и дроны для доставки «последней мили». 7 декабря 2016 г. Джефф Безос, основатель крупнейшего в мире онлайн-ритейлера Amazon, известил СМИ о первой доставке с помощью дрона. Клиент из Великобритании заказал телевизионную приставку и попкорн. С момента заказа до доставки товара прошло 13 минут. Впрочем, приоритет в этой области оспаривает логистическая компания DHL, которая утверждает, что организовала доставку дронами еще в мае 2016 г., ее первенство, в свою очередь, оспаривает Google, и скромно в сторонке внимает этим спорам российская компания «ДоДо Пицца», доставившая первую еду с помощью дрона еще 21 июня 2014 г. в Сыктывкаре.

Сооснователь компании Kiva Systems, занимающейся разработкой БПЛА, оценил стоимость доставки дронами груза не более 2 кг «на последней миле»: она составляет $0,1. Наземная доставка груза, аналогичного по параметрам, стоит от $2 до $8

Несмотря на то, что плюсы доставки дронами, казалось бы, очевидны, препонов на пути развертывания этого сервиса множество. Приходится решать проблемы, связанные с законодательной базой, с кибербезопасностью, ну и технические, разумеется. Поэтому тестируются самые разные варианты доставки: сброс груза на парашюте, спуск на тросе, доставка на специально установленную площадку, в почтамат, во внутренний двор, на крышу, в окно, консьержу, пешему курьеру, ездящему роботу и т.д.

«При всей перспективности использования дронов для доставки «последней мили», есть нерешаемые проблемы, которые пока у нас никто не решает. Первая – вопрос со страховкой: если посылку украдут или повредят, кто возместит ущерб? Вторая – Wi-Fi, который есть в многоэтажках практически в каждой квартире, будет вызывать сбой навигации, мешать дронам найти нужный адрес. Третья – отсутствие оснащенных мест, куда можно доставить посылку с гарантией, что ее оттуда заберет только тот, кому она предназначена», – комментирует существующие на пути расширения применения беспилотников препятствия заместитель генерального директора по развитию бизнеса ACEX Group Александра Чагина.

Так что до использования дронов для доставки грузов в мегаполисах еще далеко. Зато это эффективное решение для отдаленных и сельских районов. Так, система под названием Horse Fly (слепень) оперирует дронами, запускаемыми с грузовика. Автономный аппарат взлетает с крыши грузовика, доставляет посылку по нужному адресу, после чего возвращается на крышу и заряжается для следующей доставки. Amazon тоже имеет патент на башню-улей, откуда дроны с посылками вылетают к адресатам.

В России доставки дронами пока не существует. Во-первых, с 27 сентября этого года все дроны весом от 250 г до 30 кг подлежат постановке на учет. При этом судимость или употребление наркотиков может послужить основанием для отказа в регистрации. Дроны тяжелее 30 кг регистрируются так же, как пилотируемые воздушные суда. Желающие запустить свой дрон над Москвой должны получить специальное разрешение. Во-вторых, федеральным законодательством Российской Федерации, а именно 54-Ф3, установлено, что оплата при получении товара, заказанного через интернет, возможна только с помощью кассы. На данный момент коптер не имеет такой функции, что делает его использование доступным только для оплаченных посылок. И это еще не все проблемы.

«На текущий момент какой-то минимальный спрос на подобную услугу может быть только в Москве или Санкт-Петербурге, потому что в остальных городах стоимость стандартного сервиса доставки достаточно низкая. Если мы говорим о курьерских доставках, то приоритет большинство клиентов будет отдавать именно стоимости доставки. К тому же Москва – это бесполетная зона. То есть спрос, скорее всего, исходит от «техно­фриков»  – людей, настроенных и увлеченных техническим прогрессом, при этом целевая аудитория находится в зоне, где возможности использования дронов для доставки ограничены на законодательном уровне», – считает координатор агентской сети ACEX Москва Евгения Видулина.

Доставка, осуществленная компанией «ДоДо Пицца», была скорее шоу, чем реальной коммерцией. К тому же власти оштрафовали предприятие за незаконное использование воздушного пространства, чем надолго отбили охоту у других заниматься данной темой. Кроме «Почты России». Но ее дрон, который в апреле прошлого года должен был продемонстрировать миру выгоду доставки посылок по воздуху, едва взлетев, разбился о ближайшую стену.

Самые оптимистичные прогнозы относят появление в России доставки дронами к 2025 г. Впрочем, нет сомнений, что когда-то это будет. Беспилотные технологии развиваются быстрыми темпами, и дроны все гуще заселяют наше небо. По оценке NASA, к концу этого года в мире будет насчитываться 7 млн дронов, из них 2,6 млн – коммерческих.

«Считаю, что в данный момент доставка дронами грузов или мелких посылок недостаточно проработана и не будет востребована в массовом проявлении еще лет пять. Дроны легко вывести из строя магнитными помехами, они сильно подвержены погодным условиям, времени заряда (даже без груза) хватает всего на 27–33 минуты полета, то есть при ветреной погоде дрон придется дарить клиенту или вызывать бригаду возврата. Теоретически сейчас дроны можно использовать для внутрискладской логистики, для склада электронной коммерции, для мелких посылок, но это будет шумно, все равно КПД не превысит результаты имеющихся мощностей и погрузчиков. Наиболее вероятно, что использовать дроны можно будет для охраны склада, благо сейчас есть возможность установки ИК-сенсоров, громкоговорителей и мощных прожекторов яркостью 2400 лм даже на дроны массой 500–750 граммов. Либо в качестве сюрвейера в складском помещении, для инвентаризации, проверки наличия повреждений, неправильного расположения грузов и внутренней безопасности склада. А грузовые перевозки дронами, предполагаю, еще отложатся на 4–5 лет пока массавместимость батарей не достигнет оптимального коэффициента», – уверен менеджер по развитию бизнеса компании Fans Trans (член Альянса ACEX в Шанхае) Андрей Баранов.

По материалам журнала "Склад и техника"