Эволюция складов: от хранения – к фулфилмент-центру
«Доля интернет-торговли в общем объеме ритейла на сегодняшний день составляет около 5%, а в сделках со складской недвижимостью – порядка 7% от общего спроса. Тем не менее, этот сегмент уже оказал существенное влияниена форматы складских помещений, – комментирует Андрей Постников, генеральный директор компании «Ориентир». – Наряду с обычными распределительными центрами стали появляться фулфилмент-центры. Это центры подбора и отгрузки товаров с минимальной функцией хранения. Собственные фулфилмент-центры строят такие крупные онлайн-ритейлеры как Wildberries, OZON, LaModa. Есть большое количество операторов, предоставляющих такие услуги: например, Arvato, «Бета ПРО», «Маршрут» и СДТ и другие».

Ключевые отличия фулфилмент-центров от складов класса А:

  • многоуровневая мезонинная система хранения (3–5 этажей);
  • повышенная нагрузка на пол;
  • большее число людей (например, на объекте OZON, когда его полностью запустят, будут работать порядка 5 тыс. человек на 113 тыс. м2; такого количества людей нет ни на одном сопоставимом по размеру складе);
  • система кондиционирования и вентиляции, климат-контроля создается на всех уровнях склада, где работают люди;
  • более высокий уровень автоматизации логистических процессов,
  • сниженная доля застройки в общей площади используемого земельного участка.

Специфика работы фулфилмента заключается в штучном подборе товара. Если речь идет о более-менее унифицированных коробках, как в ИКЕА, то можно осуществлять подбор при помощи роботизированных систем, но для штучного товара при формировании индивидуального заказа конечного покупателя внедрить такие системы на настоящий момент сложнее и дороже. Поэтому товар там подбирается большей частью вручную, а для более эффективного использования объема помещения устанавливаются многоуровневые стеллажные системы или мезонины. Таким образом, склад высотой 12 м превращается в трех-пятитэтажный склад. Высота стандартного склада «Ориентир» также составляет 12 метров, и его можно превратить в пятиэтажный объект, как, например, в фулфилмент-центре OZON (складской комплекс «Ориентир Север-1»). Необходимость установки стеллажных систем подразумевает большую нагрузку на пол, чем в обычном классе А. По стандартам предусмотрено не менее 8 т/м2. В фулфилмент-центрах этот показатель может превышать 15 т/м2 и до 40-60 тонн усиления под опоры. Еще одной особенностью работы фулфилмента являются измененные требования к зоне погрузки-выгрузки и площадкам на территории склада. В стандартном складе класса А количество доков должно составлять примерно один на 700–800 м2 площади (как правило, речь идет о доках под фуры с высотой загрузки 1,2–1,5 м). В фулфилмент-центре необходимо предусматривать также доки, погрузочные рампы и площадки для разворота малотоннажного транспорта. Таким образом, общее количество доков увеличивается до одного на 500 м2. Повышенные требования к количеству и размерам парковочных мест и маневровых площадок означают уменьшение доли застройки до менее чем 45% от общей площади земельного участка, в отличие от 55% для традиционного склада класса А.

Отдельно стоит упомянуть цифровизацию и автоматизацию складских комплексов. Если роботы пока не могут получить большого распространения ввиду своей дороговизны и невозможности полностью заменить людей в характерном для фулфилмента штучном отборе, то конвейерные системы, системы сортировки заказов, автоматической загрузки автотранспорта и системы управления складами уже прочно вошли в обиход современных фулфилмент-операторов. Такие системы экономят время, снижают влияние человеческого фактора и облегчают работу с отказами и возвратами. Если обычный склад еще может обходиться без электронного учета, то фулфилмент-центр представить без него невозможно.

В компании «Ориентир» создано специальное подразделение, которое выполняет полный цикл работ по автоматизации складских процессов заказчика, что позволяет оказывать услуги по принципу «одного окна»: начиная с разработки технической и архитектурной концепций будущего склада до строительства, производства, сборки и пуско-наладки специализированного оборудования, а также осуществления его последующего обслуживания. Т. е. клиенту не требуется искать отдельно девелопера, который построит объект и специализированную компанию по разработке концепции, проектированию, закупкам и установке оборудования автоматизации процессов. Теперь компания «Ориентир» предлагает пакетное решение.

Несмотря на пока сравнительно невысокую долю e-commerce в общем объеме спроса на складские помещения, этот сегмент является безусловной точкой роста. По общему мнению российских логистических экспертов именно e-commerce станет главным драйвером эволюции современных распределительных центров. Решения, необходимые для качественного фулфилмента, постепенно перенимаются другими пользователями и получают все большее распространение на рынке.

По материалам журнала "Склад и техника"